Илона Хуторская

8 фактов о дисциплине

 

Дисциплина... Такое желанное явление для многих. Все говорят, что им не хватает именно дисциплины для достижения успеха в каком-то деле. Например, в обучении, в продвижении какого-проекта, в похудении и прочих делах.

Вопросы, которые я точно задам в работе:

Если вывести среднеарифметические данные из этой темы, то получится: "В детстве я был/а не очень дисциплинированный человек. Мама/ бабушка все время следили за дисциплиной. За нарушения часто наказывали. Я старался/ась все делать, только чтобы меня не ругали". 

Из этих данных мы видим, что дисциплина с связана с эмоцией страха.

А теперь шагнем на 15 лет вперед. Сейчас вас уже никто за отсутствие дисциплины не ругает со стороны. Вы стараетесь ругать себя сами. Появляется такая невидимая палка, потому что сформировалась цепочка: важное дело-страх-результат. И эта цепочка во взрослом возрасте дает побочный эффект- прокрастинацию и эмоциональное выражение. Ведь мозг долго не может работать на основе страха. Это ему не в кайф.

Для тех, кто устал бить себя невидимой палкой для дисциплины, подойдет исследование мотивации и важных потребностей, которые есть у вас на настоящий момент. И это не про пирамиду Маслоу. Это про вас и только для вас. Обычно  все сидят с широко раскрытыми глазами, когда понимают, что их мотивация-это страх наказания, страх остаться без денег, страх, что никто не полюбит.

В терапии мы работаем на глубоком уровне в этой теме. Много историй из детства всплывает, много родительских пугалок, типа «только дворником будешь работать».

В одном из последних кейсов я заметила, что клиент отпустил «палку», которой себя внутренне бил для мотивации, через 6 сессий. А дальше понадобится привыкнуть и к другим вариантам мотивации, которые мы разобрали.

Терапия — это не навсегда. Есть запрос — есть решение. Каждый запрос индивидуален. Я не могу предсказать, сколько встреч понадобится именно вам. Советую начать с диагностики вашего состояния и с психологического интервью со мной. Так будет понятно, что делать дальше.

8 фактов о дисциплине 

  1. За дисциплину отвечают лобные отделы мозга. Это называется блок программирования и контроля.
  2. По физиологии дисциплина может начать проглядывать у ребенка в районе 7-8 лет.
  3. До 7-8 лет ребенок не может следить за своей дисциплиной, за временем из-за особенностей работы мозга. Это задача родителей и взрослых.
  4. Полноценно строить временные планы, организовывать свое время, жить по дисциплине человек может в возрасте от 25 лет, потому что лобные отделы мозга полностью сформированы. (Могут быть небольшие подвижки во временных рамках).
  5. Прекрасный способ познакомить ребенка с дисциплиной, это показать ему, как родители могут выдерживать расписание. Если взрослому тяжело это делать, то выводы очевидны.
  6. Дисциплину лучше формировать за счет позитивного подкрепления, поощрений. А не на основе страха наказания.
  7. Дисциплина хороша тем, что формирует толерантность к фрустрации. А по-русски — это умение выдерживать дискомфорт.
  8. Дискомфорт, неудачи и ошибки — часть пути. Но именно неумение выдержать эти моменты тормозит человека от действий на пути к цели. Страх ошибки парализует. Дискомфорт злит. Неудачи погружают в тоску.
Я помогаю взрослым и детям, в первую очередь, с последним фактом. Проработав страх ошибки и неудачи, человек может двигаться в своей реализации. Он не рассыпается от промахов. А когда страх меняется на что-то другое , то и дисциплину легче формировать.

Записаться